Историческая справка
Тайшет — город (с 1938 года) в России, административный центр Тайшетского района Иркутской области.
Население — 33 836 чел. (2014).
Город расположен в западной части Иркутской области, в 680 км от областного центра — Иркутска. Площадь города — 7572 га. Крупный железнодорожный узел.
Тайшет возник в 1897 году в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, как небольшой пристанционный посёлок Тайшет. Название посёлок получил по расположению на реке Тайшете (правый приток Бирюсы). Название реки, в свою очередь, происходит из кетского языка: та «холодный», шет «река».
В 1906 году Тайшет стал селом Алзамайской волости.
С 1910 года - центр Тайшетской волости Канского округа Красноярского уезда Енисейской губернии.
В 1937 году получил статус рабочего посёлка, статус города — 2 марта 1938 года. В период 1930-50-х гг. Тайшет был центром двух частей ГУЛАГа — ЮжЛАГа и ОзёрЛАГа. На базе ЮжЛАГа впоследствии возникла строительная организация «Ангарстрой». Город становится начальной точкой БАМа. В строительстве железной дороги Тайшет-Братск принимали участие японские военнопленные, а также немецкие военнопленные.
4 февраля 1960 года отнесён к числу городов областного подчинения.
С 2005 года с введением в силу 131-го Федерального закона МО «Город Тайшет» преобразовано в Тайшетское городское поселение и переподчинено Тайшетскому району.
В книге «Города России» читаем: «Тайшет. В Иркутской области, районный центр, в 670 км к северо-западу от Иркутска. Расположен в юго-западной части Бирюсинского плато, на р. Бирюса. Железнодорожный узел и начальный пункт Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Возник как небольшое село».
По проекту инженерно-технической службы здесь должна была пройти железная дорога и построена станция. Так оно и случилось. И станцию эту назвали Тайшет, что в переводе с языка кетов обозначает «талая вода».
Вспоминая былое Тайшета, можно с уверенностью сказать о том, что у него своя, неповторимая история. И в ней, к сожалению, немало трагических страниц. Несмотря на свою удаленность от центра, его не миновали ни войны, ни репрессии, ни голод, ни разруха – все испытал и пережил Тайшет. О трагических годинах, выпавших на долю маленького сибирского городка, точно сказал наш современник, житель Тайшета, Александр Черненко:
Рожденный железной дорогой Транссиба,
Он знал, как гремят кандалы.
Он рос по этапам побед и ошибок
Первой советской страны.
Он помнит лихие двадцатые годы
И подвиг Священной войны.
Он помнит законно лишенных свободы
И всех, кто страдал без вины.
Евгений Селезнев, историк, в своей монографии «Тайшет - город, рожденный Транссибом», пишет: «В конце тридцатых годов по стране прокатились волны репрессий, в ходе которых пострадали многие тайшетцы. А уже перед самой войной в Тайшетский район прибыли первые эшелоны депортированных белорусов, украинцев, поляков, эстонцев, финнов…». Место для репрессированных – это о нашем Тайшете.
Судя по развернувшемуся в то время строительству, переселенцы решили обосноваться здесь основательно. В 1935 году запустили Шпалопропиточный завод (первоначальное название «Деревопропиточный»).
1941 год. Тайшетцы вместе со всей страной куют Победу. Более семи тысяч наших земляков не вернулись с Великой Отечественной войны. А тот, кто побывал в этом огненном пекле и кому посчастливилось остаться в живых, навсегда сохранили память о своих товарищах. Участники Великой Отечественной войны… Они наша живая бесценная история. Но, к сожалению, время неумолимо. И с каждым годом число тех, кто непонаслышке знает о войне, сокращается в разы. К 9 Мая 2014 году в Тайшете осталось 38 участников Великой Отечественной войны, триста пятьдесят тружеников тыла, восемь жителей блокадного Ленинграда, шесть бывших несовершеннолетних узников концлагерей.
И еще одна уникальная страница из истории города. 29 января 1965 года голос московского диктора торжественно возвестил на всю страну: «Из Абакана в Тайшет по трассе мужества вышел первый сквозной поезд». 31 января 1965 года машинист Ярослав Юрченко привел в Тайшет первый поезд по трассе мужества из Абакана. Его встречали тысячи тайшетцев, пришедших на привокзальную площадь. Они приветствовали победителей Всесоюзной ударной стройки «Байкало-Амурская магистраль». Сколько их, молодых романтиков, приехавших по комсомольской путевке строить БАМ и навсегда связавших с Тайшетом свою судьбу. Маленький городок стал их второй родиной. И, конечно, у города есть свои герои- строители БАМа. Это Герой Социалистического Труда Виктор Лакомов, полный кавалер ордена Трудовой Славы Геннадий Еремеев.
Многое из того, что сегодня есть в Тайшете: многоквартирные дома, здания железнодорожной и районной больниц, промышленные корпуса, Локомотивное депо, здания станции Тайшет, профессионального училище №21, медицинского техникума, комбината хлебопродуктов, Тайшетского почтамта, Центра занятости, детские сады и многое-многое другое - построено бамовцами.