На сентябрьском заседании городской Думы был поднят вопрос по общественному транспорту. Вопрос далеко не праздный, потому что ситуация с пассажироперевозками из года в год становится только хуже. На сегодняшний день осталось всего восемь маршрутов, три из которых – маршрут №3, №3А и №3Б курсируют по одному направлению, то есть фактически действуют только пять маршрутов. Получив такую информацию, думцы решили лично встретиться с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажироперевозки в нашем городе.
Встреча состоялась 10 ноября при первом заместителе главы города Валерии Викторовиче Захариче. Предприниматели рассказали о своих проблемах, главная из которых – отсутствие кадров. Подавляющее большинство водителей – предпенсионного и пенсионного возраста. Молодые не идут работать в этот бизнес. Во-первых, потому что тяжелейшие условия труда: из-за нехватки водителей приходится работать ежедневно по 12 часов. Во-вторых, тяжело психологически: каждый пассажир со своим характером, и водитель зачастую сталкивается с неадекватными пассажирами. По этим причинам предпочитают найти работу попроще, пусть даже с меньшей заработной платой.
Нехватка кадров обусловлена ещё и тем, что в Тайшете нет возможности получить категорию «Д», необходимую для управления автобусом. Ближайшая автошкола, где можно получить данную категорию, находится в Канске. Чтобы решить эту проблему, администрация обращалась и в Правительство Иркутской области, и в различные министерства и ведомства с целью подготовки кадров данной категории. Но ситуация не меняется. По словам самих пассажироперевозчиков, те, кто выучился в Канске на категорию, сделали это не для того, чтобы работать на маршрутках.
Помимо основных, немало и сопутствующих проблем: техника в подавляющем большинстве не новая, а потому возникают проблемы в оформлении ОСАГО. Топливо в Тайшете по непонятным причинам дороже, чем в других населённых пунктах Иркутской области. Законодательство также не способствует процветанию этого бизнеса: установка тахографов, которые, помимо прочего, фиксируют период работы и отдыха водителей, естественно, для местных пассажироперевозчиков неприемлемо, а ещё налогооблажение, которое, к слову сказать, едино как для мегаполисов, так и для провинциальных городов, несмотря на то, что пассажиропоток существенно отличается.
- Вопрос очень серьёзный. И несмотря на то, что мы не сидим сложа руки, он усугубляется из года в год, - прокомментировал первый заместитель главы Тайшета. - Так, на маршрут №5 мы не раз объявляли конкурс, но желающих нет. В ближайшем будущем, месяца через три есть вероятность, что мы столкнёмся с той же проблемой относительно маршрута №11 – нет водителей данной категории, и даже дотация, а мы выделяли на этот маршрут более миллиона рублей, не спасает.
На вопрос депутата: «Если будет дотация, вы готовы выйти на маршрут?» - пассажироперевозчик однозначно ответил «нет», аргументируя это тем, что работать некому. Автобусы есть, но нет водителей.
Также пассажироперевозчики неоднократно во время совещания озвучивали то, что зачастую из-за кадрового голода приходится брать на работу неблагонадёжных, которых при другом раскладе и на пушечный выстрел не подпустил бы к вождению.
Депутаты выступили с предложением создать свою рабочую группу, которая намерена отработать вопросы по обучению водителей категории «Д», выяснить, какие факторы мешают оформлению ОСАГО, а также проработать экономическую составляющую по дотированию маршрутов из местного бюджета.
|