В Иркутской области начался процесс возвращения многоквартирных домов со специальных счетов на счёт Фонда капитального ремонта МКД.
Напомним, статья №170 Жилищного кодекса России дает собственникам право выбирать, как копить средства на капремонте. Многоквартирный дом может перечислять взносы на счёт регионального оператора, в фонд капремонта МКД. Другой вариант – открыть специальный счёт дома. Обычно спецсчёт предпочитают новостройки, которым до капитального ремонта ещё далеко, или не новые, но крепкие дома, в которых есть ТСЖ с активным и опытным председателем во главе. Таким домам выгоднее копить самим, чтобы в дальнейшем принимать самостоятельные решения о том, когда и какой вид работ проводить. Плюс накопления средств на спецсчёте в том, что дом может не ждать, пока подойдёт его очередь в региональной программе капремонта, а принять решение о проведение того или иного вида работ тогда, когда возникнет нужда и будет собрано достаточно денег.
Перейти на спецсчёт может любой МКД, для этого нужно принять решение на общем собрании собственников жилья и уведомить об этом Фонд капремонта. Тогда в течение года, согласно региональному законодательству, все накопленные к тому моменту средства будут переведены на спецсчёт. Впрочем, в декабре Законодательное собрание Иркутской области приняло в первом чтении поправку в закон, которая сократит этот срок до шести месяцев.
Однако, как пояснил генеральный директор Фонда капремонта МКД Иркутской области Денис Быков, когда собственники дома принимают решение о переходе на специальный счёт, они берут на себя всю ответственность на всех этапах. Собственники должны выбрать владельца спецсчета и банк, в котором он будет открыт, а также определить размер взносов (он должен быть не меньше, чем минимальный размер, установленный региональным правительством). Кроме того, следует помнить, что потребуются дополнительные сборы на распечатку и доставку квитанций, на проведение претензионной работы и т.д. Напомним, что сегодня все расходы на деятельность ФКР берет на себя бюджет Иркутской области, средства собственников и проценты, набежавшие в банке на взносы, идут строго на капремонт. А ещё собственники жилья должны сами провести всю процедуру отбора подрядчиков, заключения договора с ним, контроля за работами и проч. При этом собственники никак не застрахованы от недобросовестного подрядчика, который может указать завышенную стоимость работ и материалов, в то время как при заключении договоров между ФКР и подрядными организациями это строго регламентируется. Кроме того, владелец спецсчёта обязан ежеквартально представлять в службу государственного жилищного надзора Иркутской области сведения о собранных взносах.
В 2016 году не все дома, перешедшие на спецсчёт, выдержали такой ответственности.
Если к середине 2016 года в регионе было свыше 300 домов, выбравших такой способ накопления средств на капремонт, как открытие спецсчёта, то к концу года по 116 домам было принято решение о возвращении их в ФКР. Более 50% таких домов находится в Иркутске, но есть они и в Ангарске, Байкальске, Усть-Илимске, Бодайбо и других муниципалитетах. Это происходит потому, что приняв решение о переходе на спецсчёт, многие собственники жилья перестают аккуратно вносить взносы. А собственники 66 МКД с 1 сентября 2014 года по июнь 2016 года на свои спецсчета не перечислили ни одной копейки.
Поэтому, согласно статье 173 ЖК РФ, если от собственников жилья взносов на спецсчёт поступает меньше 50%, то служба жилнадзора требует погасить задолженность в течение пяти месяцев. Но если этого не происходит, служба направляет уведомление местным властям, которые принимают решение перевести дом в Фонд капремонта Иркутской области. Средства со спецсчета переходят в общий котёл в течение месяца.
|