Одними из первых в этом году отметили свой профессиональный праздник – работники прокуратуры. Ровно 300 лет назад 12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура. Слова императора о прокуратуре – «око государево, коим он всё будет видеть», как нельзя сегодня кстати. Прошло три столетия, а задача органов прокуратуры Российской Федерации остаётся всё той же – надзор за соблюдением законов.
Об истории Тайшетской транспортной прокуратуры и её сотрудниках рассказал Тайшетский транспортный прокурор старший советник юстиции Александр Валерьевич Осипов:
-Здравствуйте, Александр Валерьевич. Расскажите, с какими чувствами и итогами коллектив прокуратуры встретили свой юбилей?
- Добрый день! Прежде всего, хотел бы от себя и от коллектива прокуратуры поздравить коллег с профессиональным праздником.
2022 год — год особый, ЮБИЛЕЙНЫЙ! 12 января исполнилось 300 лет со дня издания императором Петром I Указа о создании института прокуратуры. Много лет миновало с тех времен, но по сей день незыблемым остается основополагающий принцип в деятельности надзорного ведомства: защита прав и свобод человека, соблюдение законов всеми гражданами и государственными органами.
Прокуратура — важнейший государственный институт, стоящий на защите интересов человека, общества и государства. От эффективной деятельности работников органов прокуратуры напрямую зависит стабильное развитие и независимость России, достойное обеспечение прав и интересов граждан.
Главная наша задача это приносить реальную помощь конкретным людям и стране.
В цифрах, в 2021 году нами выявлено свыше 1100 нарушений в сфере исполнения федерального законодательства, на выявленные нарушения закона в адрес должностных лиц прокуратурой внесено свыше 90 представлений об устранении нарушений закона, все они были рассмотрены и удовлетворены, а нарушения закона устранены, 96 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности, 77 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
Хотелось бы обратить внимание граждан на приоритетные направления прокуратуры. Учитывая специфику региона, а именно крупный железнодорожный узел, ведущиеся строительные работы по расширению станции, значительный объем направляемой на экспорт через поднадзорный отдел таможенного поста древесины, основными и приоритетными направлениями в деятельности прокуратуры являются транспортная безопасность, безопасность движения железнодорожного транспорта, соблюдение законодательства в сфере лесопользования и экологии, законодательства в таможенной сфере, соблюдение прав потребителей при пользовании транспортными услугами и их доступность, трудовые права работников предприятий транспорта, а так же соблюдение конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве.
— Можете ли Вы напомнить читателям об истории Тайшетской транспортной прокуратуры и о сотрудниках, которые в ней служили?
— С удовольствием. Становление прокуратуры неотделимо от истории развития нашего государства и мы, естественно, не являемся исключением. В прокуратуре трудились и трудятся люди, беззаветно преданные своему нелегкому ремеслу, честные и порядочные, не считаясь с личным временем посвятившие себя служению гражданам и закону. Мы не забываем свои «корни» и вспоминаем всех тех, кто частичку своей души, свою энергию и здоровье отдали родной прокуратуре.
Тайшетская транспортная прокуратура была образована в соответствии с приказом Генерального прокурора СССР № 482-Л от 13 июля 1979 года с дислокацией в г. Тайшете Иркутской области. Ее создание было обусловлено необходимостью в организации надлежащего прокурорского надзора за исполнением законов в границах Тайшетского отделения Восточно-Сибирской железной дороги.
Первоначально коллектив прокуратуры состоял из пяти сотрудников. С момента образования Тайшетскую транспортную прокуратуру возглавил Юрий Яковлевич Чайка, который впоследствии в период с 2006 по 2020 год состоял в должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителем был назначен Капитонов Н.П., старшим помощником прокурора Сахаровская Н.А., помощником прокурора Веснина Е.П., следователем Юдов В.В.
В 1983 году в связи с переходом Чайки Ю.Я. в аппарат Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры на должность Тайшетского транспортного прокурора назначен Капитонов Николай Петрович, которого в начале девяностых годов сменил Макаров Сергей Дмитриевич.
В это время в прокуратуре трудились заместитель прокурора Слепнев П.И., старший следователь Замятин С.Н., помощники прокурора Зубарева Е.А., Тюшляева Н.И., заведующая канцелярией Кутузова Г.В.
В 80-х – начале 90-х годов на поднадзорном участке была крайне сложная обстановка. Наблюдался рост крушений и аварий подвижного состава, острым оставался вопрос с простоями вагонов на подъездных путях предприятий. Также эти годы отмечены огромным числом хищений грузов с подвижного состава, работниками прокуратуры приложено немало усилий в обеспечении надлежащего прокурорского надзора за следствием органов внутренних дел на транспорте. Значительным оставалось количество уголовных дел, направленных в суд в отношении преступных групп, в том числе и работников железнодорожного транспорта, иногда состав таких групп достигал более 20 человек, совершенные ими хищения исчислялись десятками, сотнями эпизодов.
С 1991 года по 2000 год прокуратуру возглавлял Слепнев Петр Иванович. В этот период коллектив прокуратуры значительно обновился, на должность заместителя прокурора был назначен Лесковец С.В., помощниками прокурора Синичук Е.А., Кулик Т.Е., Мухачева Е.В., следователем Манылов А.П.
С 2000 года по 2010 год Тайшетским транспортным прокурором был Лесковец Сергей Викторович. В прокуратуре работали заместителями прокурора Золотухин А.Н., Хвойнов Е.П., помощниками прокурора Синичук Е.А., Демешко Ю.В., следователями Шеметов С.В., Шептунов Е.С., Лобастов И.В., Кабаков А.Е. На протяжении тех лет велась активная работа по приведению в соответствие железнодорожных переездов Тайшетского участка ВСЖД. Мерами прокурорского реагирования, в том числе путем предъявления исков в суд, органам местного самоуправления, удалось значительно улучшить безопасность на переездах.
В 2010 году на должность прокурора назначен Рахматуллин Игорь Галиуллович. В указанной должности Рахматуллин И.Г. проработал 7 лет, под его руководством в Тайшетской транспортной прокуратуре был сформирован сплоченный коллектив работников, который практически в полном составе сохранился до наших дней, и который стабильно давал высокий результат по всем ключевым направлениям надзора, отстаивая и защищая права и законные интересы граждан, восстанавливая социальную справедливость посредством поддержания государственного обвинения в суде, где прокуратура достигла определенных успехов и в 2009, 2013, 2014 и 2016 годах признавалась лучшей среди других подразделений Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.
В 2017 году в связи с переходом Рахматуллина И.Г. на вышестоящую должность в Южную транспортную прокуратуру Тайшетским транспортным прокурором был назначен Цедрик Сергей Викторович, который приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 апреля 2021 года переведен на должность Байкало-Ангарского транспортного прокурора.
Пользуясь предоставленной возможностью, хочу выразить благодарность нашим уважаемым ветеранам, пожелать им здоровья и благополучия, а кого нет среди нас – помянуть добрым словом.
Всех их рады видеть в родной прокуратуре и желаем им жизненной энергии и добрых воспоминаний.
— Каков сегодня состав прокуратуры в настоящее время?
Наш коллектив небольшой, всего шесть человек — однако все работники, несмотря на молодой возраст, имеют большой стаж и опыт работы. Это заместитель прокурора Головачев Роман Александрович, старший помощники прокурора Матвеева Елена Евгеньевна, помощник прокурора Домашов Артем Викторович, ведущий специалист Исправникова Юлия Владимировна, водитель Сапелкин Алексей Алексеевич.
О каждом сотруднике прокуратуры могу сказать много теплых слов, они честные и порядочные люди. Главное в нашей службе: свято соблюдать закон и пресекать любые его нарушения, оперативно и качественно восстанавливать нарушенные права каждого человека и гражданина, душой болеть за свое дело. |