На вопросы потребителей отвечает начальник отдела потребительского рынка и услуг Управления экономики администрации города Тайшета Наталья ЗАИКА
Вопрос: Я являюсь продавцом мебели. Статьей 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что я должен вернуть деньги за товар ненадлежащего качества в течение 10 дней со дня предъявления претензии потребителя. Зачастую наличие недостатка в товаре - момент спорный, и как я в такой ситуации могу за 10 дней доказать вину покупателя с помощью экспертизы?
Ответ: Закон РФ «О защите прав потребителей» в новой редакции установил жесткие сроки проведения экспертизы, которые напрямую зависят от требования, заявленного потребителем. Если потребитель обращается к продавцу с требованием о возврате денежных средств за некачественный товар, продавец в течение 10 дней с момента такого обращения должен успеть провести проверку качества товара, экспертизу, если она необходима, и, при наличии на то оснований, вернуть покупателю деньги. Продавец обязан провести экспертизу только в случае возникновения спора о причинах возникновения недостатка. Если по какой-либо причине установленный законом срок возврата денег будет нарушен, а недостатки товара будут подтверждены экспертом, помимо денег, оплаченных за товар, потребитель вправе требовать от продавца еще и неустойку в размере 1 процента от стоимости товара за каждый день просрочки исполнения заявленного требования в добровольном порядке. По закону продавец должен выплатить неустойку в добровольном порядке. Но если это не случается, отстаивать свои права в таком случае потребитель будет в суде.
Вопрос: Правомерно ли мне отказано в возврате стоимости некачественного товара в связи с отсутствием упаковки?
Ответ: Магазин не имел право отказать в возврате стоимости товара в связи с отсутствием упаковки.
В случае предъявления продавцом требования о возврате товара , возврату подлежит весь товар, т. е. основное изделие, комплектующие его части и принадлежности, за исключением упаковки и быстроизнашивающихся принадлежностей, которые могут быть использованы (прийти в негодность) в процессе эксплуатации. В каждой конкретной ситуации продавец может проверить, в какой комплектности и в каком комплекте первоначально продавался товар.
На основании абз.2 п.2 ст.16 Закона РФ от 7 февраля1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).
В соответствии с п. 5 ст. 503 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст. 27 Правил продажи отдельных видов товаров , утв. ППРФ от 19.01.1998г. №55 :«при возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств».
Вывод: Ни при обмене, ни при ремонте товара ненадлежащего качества наличие упаковки не обязательно.
Вопрос: Обязан ли предприниматель иметь уголок потребителя? Какая информация должна там быть?
Ответ: В месте реализации товара, работ, услуг обязательно должны быть размещены информация и документы, предусмотренные нормативными актами (уголок потребителя). Наполнение уголка потребителя может различаться в зависимости от сферы деятельности, которую выбрал предприниматель. Уголок потребителя должен содержать:
1. Информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) (ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).
• о государственной регистрации изготовителя (исполнителя, продавца) и наименовании зарегистрировавшего органа (или копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя);
• о виде деятельности, о номере лицензии, сроке ее действия, об органе, выдавшем лицензию (или копию лицензии) (если вид деятельности подлежит лицензированию);
2. Нормативные акты в области защиты прав потребителей:
• Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;
• Правила продажи товаров или оказания услуг (в зависимости от сферы деятельности.
3. Иную информацию и документы:
• книгу отзывов и предложений,
• иные сведения и документы, установленные нормативными актами (в том числе, правилами продажи товаров или оказания услуг)
Указанная информация должна быть размещена в том числе во временных помещениях, при торговле на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля идет вне постоянного места нахождения продавца. (п. 10 Правил продажи отдельных видов товаров).
Предприниматель, который нарушил право потребителя на информацию, может быть привлечен к административной ответственности.
Вопрос: В магазине торгуют куриными яйцами (ценник за штуку). Имеют ли право взимать плату за полиэтиленовый пакет, при покупке 10 яиц?
Ответ: В соответствии с п.35 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 Правила продажи отдельных видов товаров - «развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы». Данное положение не распространяется на товары, которые отпускаются продавцом штучно.
|