На вопросы потребителей отвечает начальник отдела потребительского рынка и услуг Управления экономики администрации города Тайшета Наталья Анатольевна Заика
Вопрос: Купила швейные товары на распродажи, но меня предупредили, что они возврату и обмену не подлежат, так ли это?
Ответ: Каждый из нас является потребителем и каждый не раз сталкивался с таким явлением, как распродажа товаров. В преддверии новогодних праздников многие торговые предприятия проводили распродажу. Распродажа - это реализация какого-либо товара по сниженным ценам, это организованный процесс снижения цен на товары разных категорий, целью которого является освобождение складских и торговых площадей для поступления нового товара. Однако, в период проведения распродаж учащаются случаи, когда продавцы в силу незнания, либо в силу иных причин вводят покупателя в заблуждение относительно его прав по возврату и обмену приобретенного товара. Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей не предусматривает ограничений гарантийных обязательств перед покупателем в период проведения распродажи. Тем самым при обнаружении в товаре каких-либо недостатков, покупатель не может быть ограничен в своих правах. Потребитель вправе, при обнаружении недостатков, выдвинуть одно из требований п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
- потребовать замены товара;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В случае, если непродовольственный товар надлежащего качества , приобретённый на распродажи , не подошёл потребителю по каким-либо параметрам, то согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе обменять его на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Необходимо напомнить, что в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
Таким образом, проведение распродажи является правом продавца, но не может быть основанием для отказа в удовлетворении законного требования потребителя.
Вопрос: Купила стиральную машинку по уценки , могу ли я её обменять на другую?
Ответ: В свою очередь продажа товаров с уценкой проводится, как правило при наличии в товаре определенного недостатка, при этом информация о наличии недостатка в обязательном порядке должна доводиться до потребителя в полном объеме. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом). Продажа товаров с уценкой по причине наличия дефекта в предлагаемом товаре, ограничивает право потребителя лишь в требованиях связанных с наличием дефекта, заранее оговоренного продавцом. То есть, при предъявлении требований к продавцу потребитель не может ссылаться на дефект, который был заранее оговорен. Так, например, потребитель приобретая стиральную машинку по сниженной цене в связи с наличием дефекта - вмятиной, не сможет впоследствии потребовать от магазина устранения данного дефекта, возврата денег за товар, замены на аналогичный товар, либо иное требование предусмотренное законом, основывая свое требование на дефекте оговоренном до момента приобретения данного товара.
В остальных же случаях потребитель при приобретении уцененного товара не ограничен в своих правах и в случае обнаружения дефекта, не оговоренного продавцом до момента приобретения товара, вправе заявлять требования предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей» в полном объеме.
Вопрос: Можно ли в магазине обменять подарочный сертификат на деньги?
Ответ: Обращаем особое внимание, что на правоотношения, связанные с реализацией подарочных сертификатов, не распространяется законодательство о защите прав потребителей. Так, согласно преамбуле к Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» этот Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
Подарочный сертификат не является товаром. Нет продажи товаров – не работают и правила о защите прав потребителей, в связи с чем, для того, чтобы обменять подарочный сертификат на деньги, одного Вашего желания будет недостаточно.
|