Вопрос: Купили несвежую семгу, обратились в магазин с требованием принять её обратно и вернуть деньги, однако продавец сказала, что руководства нет, а она жалобы не принимает и отказалась менять товар. Куда обращаться?
Ответ. Продавец обязан продать товар качественный и обеспечивающий безопасность для жизни и здоровья потребителя. При реализации пищевых продуктов торговые организации обязаны соблюдать требования санитарных, ветеринарных правил и других нормативных документов. Не могут находиться в реализации товары, имеющие признаки недоброкачественности. Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется Федеральными законами «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров и многими другими нормативными актами.
Если вы обнаружили, что товар некачественный необходимо обратиться к руководству магазина, а в его отсутствие к представителю магазина, в компетенцию которого входит обязанность принимать жалобы, предложения покупателей. Некачественный товар должен быть снят с реализации, а потребитель имеет полное право требовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из неё сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств. ( п.27. Правил продажи отдельных видов товаров).
В случае ,если требования потребителя, заявленные в претензии , в добровольном порядке не удовлетворяются, то необходимо обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
Не лишним будет оставить запись в книге отзывов и предложений, которую обязаны продавцы выдать по первому требованию потребителя.
Вопрос: Купили с подругой пиво в магазине. На кассе нам его открыли, а потом охранники попросили нас выйти на улицу, объяснив это тем, что распитие спиртных напитков в общественных местах запрещено. Однако на кассе нам об этом не напомнили и не предложили завернуть бутылки в пакеты. Кто в этом случае виноват?
Ответ. В данном случае виноваты потребители, так как распивали пиво непосредственно в магазине, а не в специально отведенном для этого месте, а именно: баре, кафе и другом предприятии общественного питания . Действия охранников правомерны, так как в их обязанности входит следить за общественным порядком в магазине. Кассир оказала дополнительную услугу, открыв пиво, по просьбе покупателей.
Вопрос: Вправе ли продавцы отказать в приемке товара ненадлежащего качества?
Ответ. Исходя из нормы п.5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счёт. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Отказ в приемке товара или дата принятия , должны быть документально зафиксированы, соответствующей записью на заявлении (претензии) потребителя.
Соблюдение этого правила в интересах, как потребителя, так и продавца, поскольку Закон «О защите прав потребителей» устанавливает определенные права потребителя, а также сроки для удовлетворения его требований и ответственность за их нарушение.
Вопрос: Купили в магазине туфли. Продавец уверяла, что она произведена в Италии. Однако дома, наши старания найти об этом информацию на коробке, на самой обуви, на чеке не увенчались успехом, страну- производителя мы так и не нашли , есть подозрение, что это подделка. Можем ли мы вернуть обувь?
Ответ. Согласно ст.10 Закона РФ «О Защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора .Информация об изготовителе является обязательной при продаже всех товаров. Маркировка должна быть нанесена на коробке или в сопроводительных документах, или на самой обуви.
Ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре определена ст.12 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которой потребитель имеет право расторгнуть договор и требовать возврата денежной суммы, оплаченной за товар.
К продавцу необходимо обратиться с письменным заявлением в разумный срок. Законодательство не устанавливает конкретный срок возврата товара, в случае отсутствия надлежащей информации, но предполагается, что разумный срок не должен быть более одного месяца.
Н.А. Заика, начальник отдела потребительского рынка и услуг
Управления экономики администрации ТГП
|