О том, что это за памятники, какую историческую ценность они представляют и как были открыты, мы говорили с директором Тайшетского краеведческого музея Георгием Булыгиным.
Это открытие, по словам Георгия Владимировича, было сделано несколькими инициативными, неравнодушными к истории своего края любителями – краеведами: Евгением Авходеевым, Константином Максименко и «покорнейшим слугой» Георгием Булыгиным.
А начиналось все так. На базе краеведческого музея не так давно был создан неформальный краеведческий клуб, куда вошли те, кто по-настоящему увлечен историей земли Тайшетской. Казалось бы, каждый проживающий в Тайшете знает, что наш город возник как железнодорожный узел. Выражение «Тайшет – город, рожденный Транссибом», знакомо многим горожанам. Но вот о том, где конкретно проходил Транссиб и как строился – вот на эти вопросы могут ответить единицы.
История первоначального строительства Транссибирской магистрали началась в 1896 году. «Сегодня, - говорит Георгия Булыгина, - эта дорога забыта, разве только охотники да лесозаготовители помнят о ней, а между тем под этими насыпями сохранились инженерные сооружения - водопропускные тоннели, максимальная длина которых доходит до 43 метров».
Вот эти тоннели, благодаря существующим легендам старожил, и удалось отыскать тайшетским краеведам. Несмотря на то, что этим инженерным сооружениям уже более ста лет, они до сих пор в отличном состоянии. Толька два из найденных шести, требуют ремонта. Согласитесь, это заслуживает восхищения. Строили на века. И это при том, что не было машин, а использовался исключительно ручной труд. А насыпь- то высотой в 15 метров!
« Хочется поклониться тем, кто создавал эти инженерные сооружения. А было это перед революцией, когда наша страна переживала очередной экономический упадок. Тем не менее, всего за 5 лет удалось построить такие грандиозные сооружения, протяженностью от Томска до Иркутска. И надо заметить, что сделано это было не только быстро, но и качественно», - рассказывает директор краеведческого музея.
Георгий Владимирович убежден, что данные инженерные сооружения не что иное как памятники промышленной архитектуры. Так считать, пожалуй, есть все основания: так как эти водопропускные каналы дают возможность не только соприкоснуться с тем временем, но изучить технологию строительства, которую, судя по сохранности, неплохо бы использовать в наши дни.
До этого открытия в Тайшете памятником промышленной архитектуры считался один объект – это водонапорная башня, построенная в начале 20 века, в 1906 году.
|