Пахнет свежим ремонтом, и хозяйка квартиры Валентина Ивановна Крестьянинова просит извинения за легкую небрежность. Мастера обновили кухню, побелили потолки в комнатах, осталось разобрать вещи, навести порядок в шкафах, книги расставить.
Моя собеседница – с 54-летним медицинским стажем, с профессией определилась ещё подростком.
– Вы её нашли, или она вас?
– Скорее, обоюдно.
Рассказывает, что родом из Татарстана, в семье было трое детей, и все девочки. Когда старшая сестра, у них разница двенадцать лет, поступила в медицинский институт в Ижевске, к ней часто приходили друзья, однокурсники, все разговоры велись о медицине, и Валентина рядышком, прислушивалась, всё ей было интересно. Позже и средняя сестра пошла в медицину.
Конечно, у младшенькой другой мысли не было, как пойти по их стопам, но не прошла по конкурсу.
Устроилась на обувную фабрику учетчицей, ни зачетов, ни экзаменов, такая спокойная жизнь её устраивала и год, и два, и три, и четыре, а потом призадумалась, неужели ей уготовано всю жизнь штамповать обувь? И опять не покорился институт, баллов не хватило.
Старшая сестра, Зинаида Ивановна Филимонова, по направлению уехала в Тайшет и работала окулистом. Пишет, приезжай, сестренка, в городе открылось медицинское училище.
– Вот так в 1961 году я оказалась в Тайшете. Училась на фельдшера, это был наш второй выпуск. Окончила, и меня направили в противотуберкулезный диспансер в детское отделение.
Конечно, об этой болезни она немало слышала, воспринимала настороженно, а тут – работать. Пошла к заведующему горздравотдела Ивану Васильевичу Балакиреву по вопросу замены трудоустройства. А у него в кабинете как раз находился Харальд Мартович Тууль, заведующий диспансером.
–Латыш по национальности, человек интеллигентный, спокойный, он нашел ободряющие слова, убедил меня, и я здесь четыре года отработала медсестрой и восемь – помощником фтизиатра.
Затем перевелась в врачебно-физкультурный диспансер и сорок два года вместе с коллегами занималась реабилитацией и укреплением здоровья больных и инвалидов путем физической активности, профилактикой заболеваний. Диспансер тогда находился на улице Кирова, одноэтажное деревянное здание.
Посещаемость была большая, несколько групп в день. Много занималось детей с нарушением осанки, со сколиозом, плоскостопием. Взрослые в основном с различными переломами, заболеваниями дыхательной системы, остеохондрозами.
В работе широко использовался спортивный инвентарь: гимнастические лестницы, мячи, бинты резиновые, жгуты.
Часто Валентина Ивановна ездила на курсы усовершенствования и семинары в Иркутск и Братск.
Она успела поработать и в двухэтажном здании по улице Советской, куда переехал врачебно-физкультурный диспансер, переименованный в медицинский центр. До восьмидесяти лет состояла в трудовом коллективе.
– А вам не сложно было в таком возрасте?
– Нисколечко, я себе установку дала, уйду, достигнув такого потолка. Я ведь не только инструктор по лечебной физкультуре, но и массажистом работала. Развалюхой не была.
Ничуть не удивилась, услышав, что Валентина Ивановна пользуется вайбером, ватсапом, интернетом. Любимые внуки, Лиза и Антон, живут в Красноярке, научили бабушку общаться с современными электронными новинками, и теперь она с ними постоянно на связи. Дочь, Наталья, преподает английский язык в пятой школе.
– Как воспринимаете свои годы?
– Как-то о них забыла, стараюсь не думать, охов и ахов по этому поводу нет. Не всем дано работать до такого возраста и жить дальше.
Валентина КАЙНОВА
|