Как извилисто все начиналось. Родился в Омской области. Работал мотористом-судоводителем в Якутии, служил на Камчатке. А главным городом всей его жизни стал Тайшет.
Валентин Петрович рассказывает, что отца, колхозного тракториста, призвали в сорок первом, а в сорок пятом пришло извещение: пропал без вести. Голодали они с мамой страшно. После войны в деревню приехала тётя из Якутии и забрала их с собой. На Севере и снабжение лучше, и охотники-рыбаки беззастенчиво промышляют, да и с работой легче.
Закончив семь классов, Валентин устроился учеником машиниста на электростанцию. Первую навигацию отработал масленщиком на пароходе, на второй год – вторым помощником механика. А потом армия, их зенитная артиллерия стояла на самой краюшке земли.
На обратном пути демобилизованные северяне в Тайшете делали пересадку, прибыли в одиннадцать утра, а Ленский поезд отправлялся в два часа ночи.
Разбрелись, кто куда, а Валентин в тир, стрелял он отменно, полковник по этой части хорошо гонял молодых солдат. Да и очень даже приличные призы заманчиво притягивали: бутылка шампанского, духи «Красная Москва», одеколон. В общем, раз за разом попадал он в мишень, опустошил-таки подарочную витрину под недовольные взгляды дяденьки-тирщика.
До поезда ещё далеко, ну, куда им, бравым да неженатым, вечером податься? Туда, где музыка! Это сейчас в десятке метров от вокзала плещется фонтан, а тогда здесь были парк, танцевальная площадка и клуб имени Ленина.
– Смотрю, две девчонки сидят, я пацанам: чур, моя крайняя. Черноволосая, толстая коса по пояс, ну, как было не влюбиться?
Так он встретил свою половинку. Фаина тогда работала наборщицей в местной типографии.
Как томительно долго тянулись два года переписки в ожидании теплой надежды на встречу.
По возвращении из армии Валентин выучился на судоводителя, к тому времени уже появились теплоходы, правда, колесные, потому что ходили по горным речкам. Отработав две навигации без отпуска, он принимает твердое решение уволиться.
Дорога до Тайшета заняла более пяти суток: теплоход, самолет, железная дорога. Ещё в поезде дал телеграмму: «Еду, встречай».
Седьмого ноября, а тогда было принято к праздникам приурочивать важные семейные события, молодые сыграли свадьбу.
– Тайшет в те годы практически весь деревянный, на месте нынешнего микрорайона имени Пахотищева были поля, сеяли пшеницу, рожь. Где сейчас стоит пожарная часть, там нам давали участки, и мы сажали картошку, – делится воспоминаниями Валентин Петрович.
Сразу устроиться на ремонтно-механический завод, позже переименованный в ЗРДСМ, не получилось. Народ тогда крепко держался за работу. Да и многие вакансии занимали бывшие озерлаговцы.
В Заготзерно, была такая контора на улице Матросова, требовался моторист-электрик. Месяца четыре отработал там Валентин Петрович. Но влиться в заводской коллектив он все же не терял надежду. Предприятие имело богатую историю, являлось градообразующим, вводились в эксплуатацию новые корпуса, реконструировались старые цеха. Работать на заводе было престижно, да и заработки здесь очень даже приличные.
В общем, его взяли.
Правда, «корочки» судоводителя не впечатлили, приняли его в цех ремонта строительных механизмов слесарем первого разряду, хотя он имел третий. И то с месячным испытательным сроком. Строго тогда подходили к подбору штата, высоко ценились квалифицированные рабочие кадры!
Парень он серьезный, башковитый, быстро освоился на новом месте, и вскоре его переводят мастером в токарную группу, позже – мастером на сборке узлов.
Завод преуспевал, заказов поступало много, люди с лихвой перевыполняли производственные планы.
Потихоньку-полегоньку профессионально рос и Валентин Петрович. Когда стал старшим мастером, в его подчинении уже находилось человек пятнадцать. Потом ему дополнительно «дали» демонтажное отделение, скреперный участок.
К тому времени он поступил на заочное отделение в Новосибирский электромеханический техникум транспортного строительства. Учился легко, лекции не конспектировал, память завидная, даже спорил с преподавателем, когда касалось конкретной работы какого-нибудь механизма.
В 1971 году завод начал строить для своих рабочих пятиэтажные дома, что дало развитию нового микрорайона имени Пахотищева. Первыми счастливыми новоселами являлись передовики производства, начальники цехов, мастера. В трехкомнатную квартиру перевез свою семью и Валентин Петрович Рудометов.
Отработав лет семнадцать на ЗРДСМ, он переходит в СУ-3 завгаром. Новое дело как раз соответствовало полученному диплому – техник-механик по ремонту и эксплуатации автомобилей.
Когда строительное управление переводят в Чуну, Валентин Петрович остаётся в Тайшете и устраивается главным механиком в только-только созданную организацию СМП- 579, куда пришла в основном вся импортная техника фирмы Като.
Так складываются обстоятельства, что через несколько лет он меняет место деятельности. Правда, начальником паросилового хозяйства котельной шпалопропиточного завода прослужил около трёх лет. Больше не получилось, по просьбе директора завода и секретаря горкома партии Валентин Петрович опять возвращается на ЗРДСМ помогать восстанавливать устаревшее оборудование японского производства. Востребовались его знания и опыт, полученные по прежнему месту работы.
С началом перестройки завод начал развалиться, а люди разбегаться. Валентин Петрович ушел в тепловые сети. Обслуживали микрорайон имени Пахотищева, некоторые дома по улице Гагарина, в районе Госбанка. Восстанавливали железнодорожную баню, меняли котлы и часть трубопровода в городской бане. Говорит, приходилось много крутиться.
Шестьдесят три года он живёт в Тайшете. Сорок три года трудового стажа. Более пятидесяти лет они были вместе, Валентин Петрович и Фаина Иннокентьевна.
Сегодня он редко выходит из дома, болят ноги. Читает, сидя у окна. А иногда просто смотрит. В соседнем доме живёт его старшая дочь Светлана, чуть подальше – младшая, Наталья, с семьей.
О чем он думает в эти тихие минуты, часы? Наверняка не раз перебирал прожитые годы, и тот сентябрьский музыкальный вечер в привокзальном парке, послужившем началом его новой интересной жизни.
Материал подготовила журналист Валентина КАЙНОВА
|