Она родом из Ленинграда. Блокаду не помнит – ей тогда не было ещё и двух лет. Сестра Надя была старше её на четыре года. Сейчас невозможно себе представить, чтобы шестилетний ребёнок нёс ответственность не только за себя, но ещё и младшего. Но так было. Мама умерла в блокаду, отец был на фронте.
Девчонок из блокадного кольца вывозили на машине по Ладоге, затем Валентину отправили в санаторий в Ярославле, а Надежду, так как ей надо было учиться, – в Кострому.
— По воспоминаниям сестры, я была такая опухшая от голода, что меня на каждой станции хотели снимать с поезда, – рассказывает блокадница Валентина Савельевна.
Несмотря на то, что девчонки жили в разных городах, они не потерялись. Старшая приезжала – приглядывала за младшей.
В 1944 году в санатории, где пребывала Валентина, случился пожар, и её определили в детдом, который находился в Костромской области. Там она закончила семилетку и намеревалась поступать в ремесленное училище, но «не хватило годов», и девушке пришлось возвращаться и заканчивать восьмой класс. После уехала в Нижний Новгород, выучилась на фрезеровщика в ремесленном училище и хотела остаться в этом городе работать.
Но сложившиеся обстоятельства круто повернули жизнь Валентины Савельевны: четырнадцать детдомовских девчонок, в числе которых была и наша героиня, отправили по комсомольской путёвке на строительство БАМа. Так Тайшет стал её второй родиной. Приехала и ужаснулась от увиденного: кругом колючая проволока.
Испытания, выпавшие ей, были не из лёгких: по специальности устроиться было негде, и пришлось переучиваться на маляра.
В Тайшете встретила и свою вторую половину. Встречались две недели, а потом уже и не расставались. У них двое сыновей – их опора, их гордость.
Сам глава семьи 35 лет проработал на железной дороге, он с гордостью говорит о том, что не гнался за славою и почестями, а просто добросовестно трудился. Супруга также 20 лет отработала на стальной магистрали.
Они из одного поколения, у них похожие воспоминания из детства. В Сибири не было войны, но что такое голод, дети войны запомнили на всю жизнь.
Им, пережившим войну, непонятно, как можно сегодня жить под мирным небом и не радоваться, раздражаться из-за каких-то бытовых мелочей, не ценить того, что имеешь. Есть, чему поучиться нам у старшего поколения. |