На вопросы потребителей отвечает начальник отдела потребительского рынка и услуг Управления экономики администрации города Тайшета Наталья ЗАИКА.
Вопрос: С 21 октября в городе Иркутске и некоторых других близко расположенных от него населенных пунктах действует зимний сезон года. Что это значит?
Ответ: В целях обеспечения соблюдения прав потребителей, в соответствии с п.2 ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей», исходя из климатических условий места нахождения потребителей , Постановлением Правительства Иркутской области от 05.10. 2009г. № 265/44- ПП «Об определении сроков наступления сезонов года на территории Иркутской области» определены сроки наступления сезонов года.
Для нашего населённого пункта определены следующие сроки наступления сезонов года:
• Зимний сезон с 16 октября;
• Весенний сезон с 14 апреля ;
• Летний сезон с 20 мая;
• Осенний сезон с 8 сентября.
То есть, если товар, предназначенный для зимнего использования ( Н: меховые ботинки, унты и др.) , куплен еще до наступления срока сезона, только с 16 октября начинает действовать гарантийный срок на такой товар. Если зимний сезонный товар приобретен после 16 октября – гарантийный срок определяется с момента покупки.
Вопрос: Что дает гарантийный срок?
Ответ: В случае выявления недостатка товара потребителю достаточно уведомить продавца о его наличии. Далее действует механизм, предусмотренный законом о защите прав потребителей. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества, провести за свой счет проверку качества, а при наличии спора еще и независимую экспертизу товара. Потребитель вправе присутствовать при проведении проверки качества (экспертизы). Освобождается от ответственности продавец, если только докажет, что недостаток товара возник по вине потребителя (нарушение правил использования, хранения и пр.), либо имеют место действия третьих лиц.
Вопрос: Какие последствия того, что товар используется потребителем до наступления соответствующего срока наступления сезона?
Ответ: Использование потребителем товара до начала сезона имеет ряд негативных последствий. Во-первых, гарантийный срок на товар еще не течет, следовательно, гарантии как таковой нет. В этом случае при выявлении недостатка уже сам потребитель несет бремя доказывания причин недостатка (то есть вынужден проводить экспертизу за свой счет). И только если докажет наличие производственного дефекта, вправе предъявлять требование продавцу. Во-вторых, если недостаток товара является следствием нарушения потребителем сроков сезона, продавец освобождается от ответственности.
Вопрос: Шуба куплена летом, а вот примерили ее только с наступлением холодов. Можно ли ее обменять, если она не подошла по размерам, фасону, расцветке с начала зимнего сезона?
Ответ: Обменять товар качественный, который не подошел по основаниям, предусмотренным в ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» можно только в течение 14 дней с момента покупки (а не с момента наступления сезона).
С наступлением холодов в отдел защиты прав потребителей стали поступать обращения граждан с жалобами на то, что купленная зимняя одежда или обувь не соответствует своему назначению – в ней холодно. Можно ли вернуть такой товар?
Ответ: Прежде всего, обратим внимание на то, что оценка «холодно» или «тепло» носит субъективный характер. Кому то может быть холодно и при + 10 градусах, а другой не мерзнет и при – 20 градусах. С другой стороны один и тот же товар сезонного назначения может отлично эксплуатироваться в условиях мягкой зимы, и совершенно быть не пригоден для носки в суровых условиях Сибири.
Многие из привычных нам товаров, в том числе меховые пальто и шубы отечественного производства, унты из собачьего меха или оленьего камуса, хорошо известны по своим теплозащитным свойствам. В отношении таких товаров аналогичных жалоб не поступает. Однако в последнее время в продаже появился целый ряд современных изделий, как правило, зарубежного производства, пошитых с применением искусственных материалов, разного рода синтетических утеплителей. Именно к таким товарам предъявляют претензии потребители.
Однако, Закон РФ «О защите прав потребителей» в качестве одного из основных прав граждан предусматривает право на информацию о товаре, обеспечивающую возможность его правильного выбора. Такая информация в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товара. При этом информация должна соответствовать ряду критериев: быть необходимой (то есть полной), достоверной (соответствовать действительности), предоставленной своевременно (на стадии выбора), в наглядной и доступной форме (в виде текстового сообщения – на ярлыке, этикетке, вкладыше либо в виде общеупотребительных символов).
Если на новомодный пуховик, куртку или обувь из кожзаменителя нет надлежащей информации о том, для каких температурных условий предназначена эта одежда или обувь, лучше воздержаться от их покупки.
Если необходимая информация имеется, а товар ей не соответствует – это некачественный товар. В этом случае потребитель вправе по своему выбору требовать снижения цены, замены товара на товар качественный другой модели, артикула с перерасчетом цены, либо требовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
|