Дискуссии о проблемах в жилищно-коммунальной сфере не утихают. Каждый год рождаются новые законы, призванные навести порядок в самой проблематичной сфере жизнедеятельности человека. О последних существенных изменениях в жилищно-коммунальном хозяйстве рассказывает первый заместитель Главы Тайшета АЛЕКСАНДР РУБЦОВ.
- Александр Юрьевич, вопрос, который волнует всех жителей многоквартирных домов, это взносы с собственников за капитальный ремонт дома. Когда, кем и в связи с чем было принято такое решение?
Вопрос о необходимости создания целого механизма, позволяющего систематизировать финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, а не точечно и частично решить данную проблему, назревал давно. В 2007 году государство делает первый шаг: принимается Федеральный закон №185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому началось выборочное финансирование проведения работ по капитальному ремонту. Однако объемов выделяемых средств в рамках данного Федерального закона было явно не достаточно и, по сути, это решение смогло лишь на время исправить проблему недофинансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
Вторым шагом, предпринятым государством с целью проведения капитального ремонта, является Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ, в соответствии с которым в Жилищный кодекс внесена статья об обязательном ежемесячном взносе собственников на капитальный ремонт.
- Вы считаете, что собственник вполне готов принять вот такое не столь приятное для его кармана нововведение?
Должен быть готов. Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на выполнение капитального ремонта общего имущества была определена Жилищным кодексом с момента его принятия (2005 год) и вполне обосновано. Те, кто живут в частных домах, понимают, что никто не придет и не отремонтирует ему крышу. Или не поставит новый забор. А вот собственники многоквартирных домов все еще надеются на то, что им должны делать бесплатно ремонты. С декабря 2012 года вводить или нет плату на капитальный ремонт, в каком размере ее вводить, решалось на общем собрании, то есть вопрос о взносах собственников на капремонт дома носил рекомендательный характер. С этого года, согласно внесенным в Жилищный кодекс изменениям, собственники будут оплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в обязательном порядке.
- Если квартира неприватизированная, кто должен платить взносы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме?
Согласно статье 169 Жилищного кодекса, взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме оплачивает собственник помещения. Если квартира неприватизирована, то собственник – муниципальное образование. Если говорить цифрами, то муниципального жилищного фонда в городе осталось 7%, в месяц его содержание местному бюджету обходится около 25 тысяч рублей, что выливается в приличную сумму за год, а потому, в соответствии с частью 1 ст. 154 Жилищного кодекса, администрация города реанимировала постановление № 306 от 21 мая 2009 года «О порядке начисления, сбора, взыскания и перечисления платы граждан за пользование (наём) жилыми помещениями». С октября 2014 года размер платы за социальный найм жилья у нас в Тайшете будет идентичен плате за капитальный ремонт. Практика взимать плату за найм муниципального жилья существует во всех территориях: так, к примеру, в Бодайбинском районе в Кропоткинском городском поселении для жилых кирпичных и панельных домов, имеющих все виды благоустройства, плата за найм составляет 13,36 рублей.
- Итак, платить за капитальный ремонт будем в обязательном порядке. Поясните, пожалуйста, кто устанавливает плату за капитальный ремонт и куда будут перечисляться эти платежи?
Плату за капитальный ремонт устанавливает Правительство области. Расчет осуществляется исходя из общей площади помещения, для каждого региона эта цифра разная, в частности – для Иркутской области она составляет 5 рублей 30 копеек для благоустроенных жилых домов, 4 рубля 95 копеек для жилых домов, имеющих не все виды благоустройства, и 3 рубля 41 копейка для неблагоустроенных многоквартирных жилых домов.
Собственникам квартир на общем собрании предоставлялась возможность выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта своего дома.
Первый: перечисление взносов на специальный счет, открытый в банке для данного дома, и соответственно, накапливать средства самостоятельно; второй - перечисление взносов на счет регионального оператора, который представляет собой некоммерческую организацию, созданную для аккумулирования взносов на капремонт, распределения этих средств и осуществления контроля капитального ремонта.
Отмечу, что в решении данного вопроса, собственники, за исключением двух домов, не проявили никакой активности. В Жилищном кодексе предусмотрен и такой вариант. Согласно ст.170 п. 7 ЖК, «в случае, если собственники помещений самостоятельно не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта … орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора».
- Александр Юрьевич, когда ожидать появления в квитанции строки «плата за капитальный ремонт жилья»?
С 1 октября 2014 года. Предвижу недовольство со стороны жителей, но это будет еще одна отдельная квитанция.
- Итак, оплата за капремонт, найм жилья, отдельная квитанция за эти услуги… Какие еще, по-вашему, возникнут сложности относительно капитального ремонта?
К сожалению, прогнозирую низкий процент сбора за капитальный ремонт. И такой прогноз вполне обоснованный: жильцы не платят не только управляющим компаниям, но и ресурсоснабжающим организациям. И если в первом случае собственники ссылаются на то, что ничего не делается, то долги перед «Водоканалом» (более 8 миллионов рублей), «Биоочисткой» (12 миллионов рублей) и «Иркутскэнергосбытом» (56 миллионов рублей) ничем не оправданы.
Что касается работы управляющих компаний, то хочется отметить, что управлять многоквартирным домом - задача непростая. Я твердо уверен, что этим должны заниматься специалисты. Если говорить об ответственности жильцов за имущество, которым они располагают, то она, действительно, очень низкая, никчемная. Чтобы спрашивать, надо и самим предпринимать какие-то шаги навстречу и активно участвовать в жизни своего дома. Без этого сегодня нельзя.
- Хочется продолжить тему работы управляющих компаний. Сегодня в СМИ обсуждается такая тема, как лицензирование управляющих компаний, которое якобы будет способствовать повышению их качества работы. Так ли это?
Да, действительно, Президентом РФ был подписан Федеральный закон о лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ. Для тех, кто лично желает ознакомиться с этим документом, его полное название звучит так: ФЗ № 255 от 21.07 2014г. "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Закон обязывает организации, в лице юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Этот документ вступил в силу с 01 сентября 2014 года, лицензию организации должны получить до 01 мая 2015 года. Организации, не получившие лицензию до вышеуказанного срока, не будут допускаться до осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
- Что нужно предпринять, чтобы получить лицензию?
Получение лицензии – это своеобразный единый государственный экзамен для директоров, где им предстоит ответить на определенное количество вопросов. Помимо этого, выполнить ряд требований, среди которых наличие квалификационного аттестата, высшего образования, статус юридического лица, соответствующая материальная база и многое другое, необходимое для качественной работы управляющей компании.
- А если управляющая компания не получит лицензию?
Законом четко определено, что управлять многоквартирным домом без лицензии запрещено. Если такие факты есть, то предусмотрены штрафные санкции от ста до трехсот тысяч рублей. Также штрафы распространяются на некачественное выполнение услуг. Данный закон рассматривает аннулирование лицензии как в отношении отдельного многоквартирного дома, так и в целом на осуществление деятельности уаравляющей компании.
- По вашему мнению, не рискуем ли мы остаться совсем без управляющих компаний?
Закон о лицензировании, на мой взгляд, действенен в крупных городах, где есть конкуренция между управляющими компаниями. Вот там можно говорить об избавлении от недобросовестных УК. В нашем же случае, учитывая состояние жилищного фонда в городе плюс огромную задолженность со стороны жильцов и отсутствие конкуренции на данном рынке, считаю, что риск есть. Сложившаяся ситуация настораживает и беспокоит.
На еженедельных технических планерках мы обсуждаем с управляющими компаниями их потенциальную готовность к нововведениям, выясняем, кто планирует остаться на «рынке услуг». Категорического «нет» пока мы не услышали ни от кого. Буквально на прошлой неделе директора трех управляющих компаний уже ездили в Иркутск по вопросам лицензирования, так что работать настроены. Я подчеркиваю, что лицензии управляющие компании должны получить до 1 мая 2015 года.
- Александр Юрьевич, вопросов в жилищно-коммунальной сфере много, но, наверняка, есть те, которые необходимо решать в первую очередь. Что это за проблемы?
Как я уже сказал, в первую очередь, беспокоят долги населения перед управляющими и ресурсоснабжающими организациями. На сегодня общая сумма задолженности составляет более ста миллионов рублей! Согласитесь, цифра устрашающая. Мы общими силами пытаемся бороться с неплательщиками. В первую очередь, через суд: управляющие компании и ресурсоснабжающие организации подают исковые заявления на должников. Но, как показывает практика, данная мера не приносит желаемого результата. Причины разные, в том числе не совсем оперативная и целенаправленная работа тех структур, от которых напрямую зависит взыскание долгов. Приведу цифры: ЗАО «Водоканал» передало 171 исковое заявление в суд на сумму 1млн 354 тысячи рублей, из них рассмотрено в суде и принято положительное решение - 116 на сумму 1 миллион 27 рублей, судом передано в службу судебных приставов 94 заявления на сумму 907 тысяч рублей, взыскано с должников всего 51 тысяча. Или другая цифра: управляющая компания «Транспортное» передало 86 исковых заявлений в суд на сумму 694 тысячи рублей, из них по 28 принято положительное решение на сумму 288 тысяч рублей, судом передано в службу судебных приставов 22 заявления на сумму 234 тысячи, взыскано с должников 61 тысяча рублей.
Мы, как администрация, настаиваем на том, чтобы те структуры, от которых напрямую зависит взимание долгов, именно это направление в своей работе рассматривали как одно из приоритетных и строили ее более гибко: забирали в счет долгов имущество и, по возможности, открывали торговые точки для реализации этого имущества. Об этом говорилось на заседании, которое я проводил 18 сентября и где присутствовали все управляющие и ресурсоснабжающие организации, а также представители прокуратуры и судебных приставов. Цель данного заседания была следующая: актуализировать методы борьбы с неплательщиками. В итоге было решено: во-первых, составить графики посещения неплательщиков; во-вторых, задействовать в работе с должниками средства массовой информации; в-третьих, как в добрые советские времена сообщать по месту работы.
- Можно ли сказать, что порядок в жилищно-коммунальной сфере напрямую зависит от сознательности жильцов?
Не все, конечно, но в большинстве требуется участия и понимания со стороны жильцов. Например, такая существенная проблема, как установка в домах общедомовых приборов учета. Федеральный закон № 261 обязывает собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку этих приборов. В тех домах, в которых установлены общедомовые приборы учета, ситуация сложилась следующая: одни жильцы, не установившие индивидуальные приборы учета, продолжают платить по нормативу, другие – по счетчику. Проигрывают в данном случае все добросовестные жильцы. Судите сами: живет женщина в квартире одна, потому и воды обычно тратит за месяц немного: один кубометр горячей воды и три кубометра холодной, а за общедомовые нужды по потреблению воды ей выставляют плюсом семь кубометров. Когда начинаешь анализировать данную ситуацию, то выясняется, что платит она за своего соседа, в «резиновой» квартире которого проживают непрописанных 10 человек и которые вдоволь расходуют воду.
Решение проблемы в данном случае есть. Это установка индивидуальных приборов учета в каждой квартире, а со стороны управляющих компаний в данном случае требуется качественное содержание жилищного фонда ( чтобы не было всевозможных утечек) и знания того, где и сколько человек проживают в квартирах.
Проблем в жилищно-коммунальной сфере предостаточно. Это и несанкционированные свалки, и вывоз твердых бытовых отходов, это захват земли и незаконная установка контейнеров. Это несанкционированное, самовольное сооружение выгребных ям и многое другое. Все мы их знаем и стараемся решать.
В заключение разговора хотелось бы еще раз обратиться к собственникам: не будьте пассивными, вникайте в процесс управления своими домами, помните о том, что вы собственники, а значит, несете ответственность за состояние своего жилья. Сейчас все прозрачно, информация доступна, как говорится, было бы желание.
|