Лакомов Виктор Иванович
Лакомов Виктор Иванович родился 22 ноября 1939 года в селе Нижнее Большое Воловского района Курской области (ныне Липецкая область).
Закончив 10 классов средней школы, поступил в железнодорожное училище, по окончании которого в 1958 году был направлен мастером пути на стройку трассы Абакан-Тайшет. Затем два года в армии, после – работа в «Братскгэсстрое».
В 1966 году началось строительство дороги Хребтовая – Усть-Илимск. Лакомов В.И. к этому времени уже имел большой опыт в строительстве. Это позволило ему возглавить бригаду монтеров пути СМП №568 «Ангарстроя».
И всю трассу протяженностью 214 километров с подъездными путями в 240 километров его бригада обеспечивала рельсошпальными решетками. Трасса была сдана к октябрьским праздникам 1973 года с оценкой «отлично». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1974 года за проявленную трудовую доблесть и наивысшие достижения в социалистическом соревновании за досрочный ввод в эксплуатацию железнодорожной линии Хребтовая – Усть-Илимская, Лакомову Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда в вручением Ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». До начала строительства БАМа Виктор Иванович со своей бригадой работал в Южной Америке: в Чили отряд из 15 человек построил дорогу к медеплавильному комбинату в самые кратчайшие сроки.
Лакомов В.И. на XVII съезде ВЛКСМ, который состоялся 27 апреля 1974 года, был избран командиром Всесоюзного строительного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ. Отряд прямо со съезда был направлен на строительство Байкало-Амурской магистрали. Именно бригадой Лакомова были уложены первые километры магистрали. С весны 1974 по октябрь 1978 года было пройдено свыше 300 километров через станции Ния, Небель, Магистральный, Улькан и Кунерму. Условия работы на трассе были не для слабохарактерных: дождь, пурга, мороз, мошкора. Поэтому такие понятия, как стойкость, мужество, товарищество, взаимовыручка – были для бамовцев не пустым звуком. На перевале Даван Виктору Ивановичу, в то время бывшему депутату Верховного Совета от Иркутской области, пришлось принять непростое решение: продолжить строительство дороги в Бурятии или остаться в Иркутской области. Виктор Иванович с бригадой остался в Иркутской области, и с октября 1978 года перешел на укладку вторых путей на участке Тайшет – Лена.
На стыковке «золотого» звена БАМа на станции Куанда 1 октября 1084 года В.И. Лакомов возглавил символическую бригаду, в которую вошли другие герои БАМа.
Лакомов В.И. долгое время жил в Братске. В 1994 году он с супругой переехал в Тайшет. Несколько лет работал в известной бригаде монтеров пути Николая Бобрикова.
По словам самого Виктора Ивановича «надо браться за самую трудную работу, легкую-то всегда найдется, кому сделать». В жизни ему хватило всего – и счастья и горя. Он вступил в жизнь с убеждением, что нельзя врать и желать людям зла, и с годами только крепче уверовал в это. Все, кто знает этого человека, согласятся с тем, что Виктор Иванович прямолинеен, невероятно скромен, избегает публичности и героем себя совсем не считает. Говорит, что время было такое, все работали на совесть.
За применение передового производственно-технического опыта, имевшего большое народнохозяйственное значение, Лакомов Виктор Иванович был удостоен премии Ленинского комсомола. Избирался делегатом 17 и 18 съездов ВЛКСМ, депутатом Верховного Совета РСФСР трех (9, 10, 11) созывов. С марта 1985 года – член Президиума Верховного Совета республики. За свою многолетнюю плодотворную работу, большой личный вклад в строительство и развитие объектов транспортной отрасли награжден многими другими Правительственными наградами. В 2010 году Лакомов В.И. удостоен знака отличия «За заслуги перед Иркутской областью».
В октябре 2016 года за выдающиеся заслуги в строительной отрасли, способствовавшие развитию города Тайшета и повышению его авторитета в Иркутской области и в Российской Федерации, имя Лакомова Виктора Ивановича занесено в Книгу Почета города Тайшета, ежегодно – заносится на Аллею Почета города Тайшета.