Вопрос: Я приобрела костюм. Через 3 месяца порвалась подкладка и стали «рассыпаться» нитки на боковых швах. Гарантийный срок, установленный продавцом, составлял 30 дней и уже истек. На мой взгляд, это явно производственный брак. Есть ли у меня какие-то права в этом случае?
Ответ: В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона РФ "О защите прав потребителей":
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Но предъявлять эти требования потребитель вправе только в случае, если он докажет, что недостатки товара – это производственный брак, т.е. эти недостатки возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Для этого необходимо самостоятельно обратиться в независимую экспертизу, и, получив положительное для вас заключение эксперта, отправлять к продавцу с одним из перечисленных выше требований.
Вопрос: При покупке ноутбука в магазине приобретена дополнительная гарантия, за что уплачено 1500 рублей. После истечения установленного изготовителем гарантийного срока на товар (1 год) в ноутбуке выявилась неисправность и он был передан для проведения сервисного обслуживания по дополнительной гарантии магазина. Сроки такого обслуживания соглашением сторон не определены. Ремонт затянулся на 2 месяца. Нарушены ли права потребителя? Какие требования можно предъявлять магазину?
Ответ: В соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» продавец несет ответственность за некачественный товар в пределах двух лет, если гарантийный срок на товар не установлен либо он составляет менее двух лет. В вышеописанном случае двухлетний срок не истек. Потребитель в таком случае был вправе требовать безвозмездного устранения недостатков товара продавцом (т.е. организацией либо индивидуальным предпринимателем, который реализовал товар). Недостатки должны быть устранены незамедлительно, если иные сроки не определены письменным соглашением сторон, но в пределах 45 дней. За просрочку предусмотрена ответственность в виде законной неустойки в размере 1 % цены товар за каждый день.
Однако приобретая дополнительную гарантию и соглашаясь с ее условиями, потребитель лишается прав и возможностей, предусмотренных законом. Для того, чтобы доказать нарушение прав потребителя и взыскать с продавца законную неустойку за просрочку ремонта, необходимо признать недействительным соглашение о дополнительной гарантии, доказав, что условия данного соглашения ущемляют права потребителя (т.е. ставят потребителя в положение, худшее, чем предусмотрено законом). Доказывать это, скорее всего, придется в судебном порядке.
Вопрос: Сломалась СВЧ-печь. Обратился к продавцу с требованием об устранении недостатков. Он установил срок ремонта - 30 дней. Но СВЧ-печь мне очень необходима! Имею ли я право потребовать от продавца аналогичный товар на период ремонта?
Ответ: В соответствии с п.2 ст.20 Закона РФ "О защите прав потребителей" в отношении товаров длительного пользования, продавец обязан при предъявлении потребителем требования об устранении недостатка в трехдневный срок предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами. Требование о предоставлении аналогичного товара должно быть заявлено в письменном виде в 2-х экземплярах, один из которых должен остаться у вас с отметкой о приеме этого требования.
Однако право потребителя требовать предоставления аналогичного товара относится не ко всем товарам. Правительством РФ утвержден перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. В этот перечень входят следующие товары:
- автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;
- мебель;
- электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла);
- электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары);
- гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.
В вопросе речь идет об одном из таких товаров (печь СВЧ). Следовательно, покупатель не вправе требовать предоставления ему аналогичного товара на время ремонта.
Вопрос: Закон «О защите прав потребителей» дает определение понятию «существенный недостаток товара». А что такое существенный недостаток выполненной работы?
Ответ: Под существенными недостатками выполненной работы следует понимать неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, или другие подобные недостатки.
При обнаружении существенных недостатков выполненной работы и иных отступлений от условий договора, права потребителя, данные ему п. 1 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей", позволяют отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков.
|