В этом году Всемирный день защиты прав потребителей пройдет под девизом «To focus on consumers' rights to healthy food»( каждый имеет право на здоровое питание) и будет направлен на права потребителей на здоровое питание.
Это – всеобщая проблема, которая затрагивает людей и в развитых, и в развивающихся странах, и потребители и их выбор занимают центральное место в решении указанной проблемы.
Очевидным становится то, что проблема распространения практики употребления «нездоровой» пищи, особенно детьми, является непосредственной угрозой здоровью подрастающему поколению решение которой должно способствовать достижению приоритетных целей национального масштаба - повышению уровня жизни населения, реализации профилактических мер, направленных на поддержание здоровья нации.
Памятка потребителям услуг общественного питания
Оказание услуг общественного питания регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства от 15 августа 1997 года № 1036.
Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания на платной основе. Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Обязанности исполнителя:
• оказать услугу любому обратившемуся к нему потребителю. Условия оказания услуги, в том числе её цена, устанавливаются одинаковыми для всех. Однако, стоит отметить, что исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для граждан, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).
• довести до сведения потребителей своё фирменное наименование, место нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске. Также до потребителей в наглядной и доступной форме должна быть доведена необходимая и достоверная информация об оказываемых услугах. Информация должна содержать:
1. перечень услуг и условия их оказания;
2. цены в рублях и условия оплаты;
3. наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
4. сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объёме её порций;
5. сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе ( в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);
6. обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.
Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания, как в зале, так и вне зала обслуживания. Непредоставление полной и достоверной информации о предлагаемом блюде и о входящих в него ингредиентах может нанести существенный вред здоровью потребителя. К примеру, мёд, орехи, молоко, ананасы, апельсины, баклажаны, помидоры - это лишь часть огромного списка продуктов, которые входят в список наиболее аллергенных, соответственно, непредупреждение потребителя, страдающего аллергией на тот или иной продукт, о том, что этот продукт является ингредиентом блюда, может привести к плачевному развитию событий.
• Каждое заведение общественного питания обязано иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
Права потребителя:
Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.
При обнаружении недостатков оказанной услуги, в том числе недостатков в продукции, потребитель вправе по своему выбору потребовать (п.26 Правил оказания услуг общественного питания):
• безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; если недостатки не будут устранены потребитель вправе отказаться от оказанной услуги и потребовать полного возмещения убытков
• соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
• безвозмездного повторного изготовления продукции общественного питания надлежащего качества.
Потребитель, также, вправе отказаться от услуги, в случае обнаружения в ней существенных недостатков, а так же потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Законодательством потребителю предоставлено право осуществлять предварительный заказ на оказание услуги общественного питания, такой заказ может быть оформлен путём составления документа (заказ, квитанция и др.), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, Ф.И.О. потребителя, вид услуги, её цена и условия оплаты, ответственность сторон и др.), а также путем оформления заказа посредством телефонной, электронной или иной связи. Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.
При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору (п.25 Правил оказания услуг общественного питания):
• назначить новый срок;
• потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;
• отказаться от исполнения договора об оказании услуги. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.
В заключение необходимо отметить некоторые права исполнителей и обязанности потребителей.
Исполнитель наряду с оказанием услуг общественного питания вправе предложить потребителю другие платные услуги (например, живая музыка). Однако, оплачивать такие услуги потребитель не обязан, а если они оплачены, то вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Потребитель, в свою очередь, обязан оплатить оказываемые ему услуги общественного питания в сроки и в порядке, которые согласованы с исполнителем. При этом ему может быть предложена возможность внесения предварительной оплаты услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости от метода обслуживания, типа, специализации исполнителя и других условий.
В обязательном порядке при расчетах за оказываемые услуги потребителю выдается документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды).
С 1 января 2016 года для добровольного применения в качестве национального стандарта Российской Федерации начнёт действовать Межгосударственный стандарт по услугам общественного питания. Стандартом установлены общие требования и классификация предприятий общественного питания различных типов. Предприятия общественного питания в зависимости от типа должны иметь установленный ассортимент продукции общественного питания, напитков и сопутствующих товаров, включенных в меню, прейскуранты, карты.
|